Поиск
Меню раздела

Нововведения по ОСАГО пошатнут рынок

13.02.2008

Напомним, что 16 ноября 2007 г. Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО, большинство которых вступают в силу с 1 марта 2008 года. Согласно новым правилам, будет повышен лимит выплат по возмещению вреда жизни и здоровью пострадавшим в дорожных авариях. Кроме этого, будет отменена необходимость страхования автоприцепов, а также отменены стикеры к страховому полису для наклейки на лобовое стекло.

Изменения коснутся и процедуры регулирования убытков. Не секрет, что при выборе страховой компании для большинства автовладельцев решающим фактором была стоимость полиса, и они совершенно не задумывались о надежности компании. Ведь в случае ДТП, произошедшего по их вине, добиваться компенсации предстояло пострадавшему. Однако уже с 1 июля пострадавший водитель будет обращаться за выплатами в ту же страховую компанию, где он приобретал полис ОСАГО, а не в компанию, застраховавшую ответственность виновника дорожной аварии. Прямое регулирование убытков станет возможным при условии, что в результате ДТП вред причинен только имуществу, и авария произошла с участием лишь двух транспортных средств.

Что касается страховых компаний, для них в данном нововведении больше минусов, чем плюсов, связанных с переходом от уже отлаженного механизма работы к новому, а также с отсутствием единой базы данных по ОСАГО. Сроки процедуры регулирования убытков тоже подвергнутся изменениям: теперь на рассмотрение заявления потерпевшего о страховой выплате компаниям отводится 30 дней с момента получения всех необходимых документов вместо ранее установленных 15.

Дачников наверняка порадует снижение срока заключения договора ОСАГО до трех месяцев. Однако, по мнению экспертов, сумма страхового тарифа в данном случае не будет пропорциональной сроку страхования. Ведь чем реже водитель садится за руль, тем выше риск того, что, оказавшись на дороге, он станет виновником ДТП.

К числу новшеств, которые, скорее всего, не придутся по душе водителям, относится упразднение льготного периода. С момента вступления в силу поправок водитель будет лишен возможности на протяжении месяца после окончания срока действия полиса не заключать новый договор без риска подвергнуться штрафу со стороны инспектора ДПС. Нерешенной осталась и проблема "независимой" оценки. Несмотря на то что оценка теперь будет необязательной, самостоятельно организовать ее потерпевшему по-прежнему не удастся.

Однако наибольшие разногласия вызывает предусмотренное с 1 декабря 2008 г. введение так называемого европейского протокола - возможности водителей, если их двое и обошлось без человеческих жертв, а сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб., обходиться при аварии без вызова сотрудников ГИБДД.

С одной стороны, повышенная аварийность на улицах крупных городов приводит к тому, что ожидание сотрудников ГИБДД чаще всего затягивается на несколько часов. Все это время водители попавших в аварию автомобилей не имеют права изменить их месторасположение и тем самым ощутимо препятствуют дорожному движению. Принятие же упрощенного порядка оформления могло бы снизить число заторов на дорогах.

С другой стороны, специалисты считают: чтобы положение работало, необходимо внести соответствующие поправки в ПДД и Административный кодекс, поскольку там есть параграфы, обязывающие вызывать представителей ГИБДД в обязательном порядке или как минимум сообщать им об аварии. Неисполнение этих параграфов влечет штраф, или лишение прав, или задержание на 15 суток.

"Введение европейского протокола и системы прямого урегулирования убытков без адекватного увеличения тарифов неминуемо приведет к тому, что в 2009 г. убыточность в ОСАГО в целом по рынку превысит 120%", - считает аналитик "Эксперт РА" Александр Малолетнев. По его словам, введение системы прямого урегулирования убытков будет также стимулировать страховщиков увеличивать выплаты своим клиентам.

"ОСАГО - своеобразный градусник, индикатор здоровья страхового рынка. Кризис данного сегмента может сильно затруднить дальнейшее развитие розницы, неосвоенных сегментов, таких как страхование имущества физлиц и личное страхование. Повышение тарифов неизбежно, и, если опоздать с их повышением, можно серьезно навредить не только страховым компаниям, но и всему российскому страховому рынку, а следовательно - качеству жизни россиян и экономическому росту", - заключил Александр Малолетнев.

По некоторым данным, в Минфине на закрытом совещании уже создали рабочую группу по корректировке тарифов. По словам источника в ведомстве, к лету министерство планирует выйти с соответствующей инициативой в правительство. Так что уже в июне станет понятно, насколько вырастут тарифы по ОСАГО.

Алексей БАРИНОВ

12.02.2008 Utro.ru

http://www.utro.ru/articles/2008/02/12/715821.shtml

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»