Поиск
Меню раздела

Поправки в закон об ОСАГО отложены до 1 марта, успеют ли страховщики "подстелить соломку"?

26.06.2008

С 1 декабря должен был вступить в действие европейский протокол, то есть возможность оформления ДТП без сотрудников ГАИ. Введение этих новаций и, прежде всего, прямого урегулирования, в установленные законом сроки могло привести к прямо противоположному эффекту: из-за неподготовленности системы вместо упрощения процедуры урегулирования убытков автолюбители могли бы столкнуться с еще большими сложностями, чем это происходит сейчас. Страховщики приложили максимум усилий, чтобы добиться переноса срока вступления обеих норм и их старания увенчались успехом: к их аргументам прислушались и депутаты и президент.

Как уже писал ПРАЙМ-ТАСС, депутат Александр Коваль в начале марта предложил сдвинуть срок введения системы прямого урегулирования убытков по ОСАГО на полгода: с 1 июля 2008 г на 1 января 2009 г. Соответствующий законопроект он внес на рассмотрение Госдумы. Однако проект, который первоначально планировался к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы в начале мая, "завис". По имеющимся данным, рассмотрение законопроекта заблокировала администрация президента. Ходили слухи, что документу не дадут ход, поскольку решение о введении прямого урегулирования было принято буквально полгода назад и отменять его не совсем "к лицу" новому президенту. Хотя, возможно, тормозило рассмотрение проекта совсем другое: помимо переноса прямого урегулирования А.Коваль затронул в проекте такие "народные" темы, как учет износа при расчете выплаты по ОСАГО и утрату товарной стоимости /УТС/.

В итоге в середине мая экспертный совет по страхованию при комитете Госдумы по финансовым рынкам предложил А.Ковалю разбить проект на два: в одном оставить вопросы, связанные с переносом сроков, во втором – вопросы износа и УТС. И это было правильное решение. Дискуссия на экспертном совете показала, что само страховое сообщество не имеет однозначного мнения насчет того, надо ли давать в законе об ОСАГО определение понятию "утрата товарной стоимости" и ссылку на то, что УТС не подлежит компенсации. Так, например, было предложено зафиксировать, что конкретно подлежит возмещению в рамках ОСАГО и, таким образом, отказаться от списка исключений из покрытия, как это установлено в законе на данный момент. Тогда же на экспертном совете было отмечено, что, скорее всего, срока в полгода окажется недостаточным для того, чтобы подготовить введение прямого урегулирования. А.Коваль прислушался к мнению экспертов и внес новый законопроект, в котором переносился не только срок прямого урегулирования, но и европейского протокола на 1 марта 2009 г.

Что же должно появиться к этому моменту? Государственные органы должны утвердить единую методику расчета ущерба при ДТП и открыть реестр независимых техников-экспертов. Стоит отметить, что выход этих документов по большому счету не привязан ни к прямому урегулированию, ни к европротоколу: они должны были быть утверждены 5 лет назад, когда закон об ОСАГО начал действовать. Будет ли сделано за 9 месяцев то, что не смогли сделать за 5 лет, большой вопрос. Между тем, если Министерство транспорта не может разработать собственную методику, то оно может воспользоваться методикой, которую разработал Российский союз автостраховщиков и которая сертифицирована в Центре судебной экспертизы при Минюсте. Возможно, методика неидеальна, но ее можно взять за основу.

Заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов считает вопрос утверждения единой методики оценки ущерба ключевым для запуска системы прямого урегулирования. Без нее споров между страховщиками не избежать. Он уверен, что без единой методики страховые компании будут отказываться оплачивать счета друг друга, и это касается не только взаимоотношений мелких и крупных компаний, а всех страховщиков. И.Иванов отмечает, что это происходит уже сейчас в процессе суброгации, когда страховщик выплачивает своему клиенту возмещение по каско и потом взыскивает ущерб со страховщика – причинителя вреда по ОСАГО. Очень часто компании отказываются платить, мотивируя это тем, что "не верят" той методике, по которой оценивался ущерб.

Российский союз автостраховщиков со своей стороны должен запустить единый расчетный центр, в рамках которого страховщики будут осуществлять расчеты между собой по прямому урегулированию. Работы по созданию центра уже ведутся, и РСА уверяет, что к 1 марта он заработает.

Стоит также отметить, что до сих пор так и не приняты поправки в Налоговый кодекс, которые приравняли бы выплаты в рамках прямого урегулирования к страховым выплатам. Без них пострадают как сами страховщики, так и страхователи. Как отмечает первый заместитель генерального директора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров, платежи по прямому урегулированию будут облагаться НДС у страховщиков. Кроме того, с таких выплат потерпевший должен будет уплатить налог на доходы физических лиц. Пока все необходимые поправки в Налоговый кодекс, устраняющие эти недоразумения, не будут приняты, запускать прямое урегулирование нельзя, уверен он.

Кроме того, ряд приказов должно утвердить Министерство финансов. Речь идет об изменениях в порядок бухгалтерского учета, установлении требований к соглашению о прямом урегулировании убытков, документов, касающихся размещения страховых резервов и собственных средств. По словам представителей министерства, документы находятся в высокой степени готовности.

Для внедрения европейского протокола также предстоит сделать немало. Основные проблемы при оформлении ДТП без сотрудников ГАИ лежат в плоскости страхового мошенничества. Их решение невозможно без единой информационной системы, которая позволила бы пресекать случаи мошеннических действий. Создание такой базы ведется также несколько лет, но в полном объеме она пока также не функционирует.

Опрошенные ПРАЙМ-ТАСС страховщики, как в Москве, так и в регионах, все как один поддерживают перенос сроков. "Спешка и непродуманность при введении системы прямого урегулирования может выйти боком страховому рынку, поскольку будет дискредитирован сам закон. В Европе к введению прямого урегулирования шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности, вовлекая в этот процесс страховые компании, и я считаю, что такой эволюционный подход является самым разумным", - отмечает Д.Маркаров. Он уверен, что перенос прямого урегулирования выгоден, в первую очередь, страхователям, поскольку при отсутствии развитой инфраструктуры, всех необходимых нормативных документов и, прежде всего, без принятия изменений в Налоговый кодекс, урегулирование убытков в рамках прямого урегулирования могло бы превратиться для страхователя в самый настоящий кошмар. Даже при наличии ограничений в законе по срокам урегулирования, можно уверенно говорить о том, что соблюсти эти сроки многие страховщики не смогли бы. Особенно, если вести речь о небольших компаниях, не имеющих развитой филиальной сети и современных IT-систем. Да и вряд ли страхователи были бы довольны, если бы им пришлось платить налоги с полученных страховых выплат, резюмирует представитель "Росгосстраха".

При этом многие страховщики сомневаются, что 9 месяцев хватит для подготовки и принятия всех решений. Заместитель начальника управления продаж через посредников Уральской дирекции ОАО "РОСНО" Екатерина Потапова считает, что имеет смысл отодвинуть сроки как минимум до 2010 г, так как для таких масштабных изменений в законе об ОСАГО требуется больше времени и сил. Однако закон уже принят, и второй раз сроки явно переноситься, не будут. Так что страховщикам придется приложить все усилия, чтобы подготовиться самим и постараться подтолкнуть государственные органы.

Источник: Прайм-Тасс

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»