Имя пользователя: Пароль:
 
Поиск по сайту:

Карта сайта


Новости РСА

«АГРОСТРАХОВАНИЕ 2010/2011: ВЫВОДЫ И ОЖИДАНИЯ АГРОСЕКТОРА, ГОСУДАРСТВА, СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ».

14 декабря 2010

Выступление члена Экспертного совета по законодательству о страховании Комитета ГД по финансовым рынкам Павла Бунина на круглом столе «АГРОСТРАХОВАНИЕ 2010/2011: ВЫВОДЫ И ОЖИДАНИЯ АГРОСЕКТОРА, ГОСУДАРСТВА, СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ».

По словам Президента Дмитрия Медведева, на сегодняшний день сельхозпроизводителями страхуется максимум 20% посевов.

Причины очевидны:

-страхование невыгодно,

-страховые компании не берут на себя риски,

-очень трудно добиться нормального перестрахования таких рисков,

-высокие тарифы.

И как следствие при возникновении катастрофических ситуаций (страхового случая) тяжесть компенсаций ложится на государство и из бюджета приходится выделять миллиарды рублей.

Сельское хозяйство в России находится в зоне рискованного земледелия. Сельхозпроизводители, должны страховаться так, как это делается во всём мире. Застрахованы должны быть основные риски – и сельхозпроизводители должны быть уверены, что они получат реальное возмещение при наступлении страхового случая, при возникновении убытков, причинении вреда.

Законопроект «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» очень важный и нужный, но его необходимо доработать ко второму чтению.

1. Законопроектом предлагается принципиально иной по сравнению с действующим механизм получения господдержки – бюджет будет выплачивать 50% премии непосредственно страховщику.

2. Формально такой подход противоречит Бюджетному  кодексу в части установления перечня лиц, которым предоставляется субсидия (кто это будет: страховщик или производитель сельскохозяйственной продукции), но стоит подумать о точечных исключениях. Существующий сегодня механизм, когда получателями субсидий являются сельхозпроизводители, доказал свою неэффективность.

3. При этом не надо забывать о проблеме формирования страховых резервов. 

  • Страховщик отражает операцию и формирует резервы как со  100 % (50 % отражается как дебиторка страхователя).
  • Дебиторка принимается в покрытие резервов, если она не просрочена.
  • Если государство не перечисляет страховщику 50 %, то    дебиторка будет являться просроченной, и не будет приниматься в качестве активов, принимаемых для покрытия страховых резервов.

4. Правовой статус объединения страховщиков – Некоммерческая организация, форма – Союз. Законопроектом предусматривается СРО, но:

  • СРО в основном, используется для передачи регулятивных функций от государственного органа на рынок, т.е. в случаях, где произошел отказ от лицензирования (на всем финансовом рынке – лицензирование). В то же время есть положительный пример РСА, который работает более 8 лет, являясь некоммерческой организацией, но без статуса СРО.
  • Закон о СРО устанавливает требования к количеству участников (согласно Закону об СРО: не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности).

5. Необходимо уточнить порядок работы с образуемыми фондами

Действующие акты в области страхования предусматривают обязанность страховщиков осуществлять резервирование под будущие убытки. Согласно законопроекту будут созданы два фонда: фонд компенсационных выплат и ФЧС.

Регламент работы фонда Компенсационных выплат необходимо дополнить основанием отзыва лицензии, так как это сделано в 40 ФЗ об ОСАГО, что позволит восстановить нарушенное право потерпевшего в короткие сроки, это выплата по отзыву лицензии. Процедуры банкротства могут затягиваться на продолжительное время.

Также мы предлагаем придать особый статус ФЧС (фонд чрезвычайных ситуаций). В законопроекте - Фонд финансируют только страховые компании. Мы предлагаем формировать фонд не только за счет страховщиков, но и за счет сельхозпроизводителей. Хотя здесь тоже есть вопросы: кто будет финансировать фонд при его исчерпании (возможно гос. бюджет) и до конца не определено понятие чрезвычайные ситуации, при которых возникают катастрофические убытки.

В заключение, мы очень надеемся, что благодаря закону «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» рынок агрострахования качественно заработает, и мы сможем формировать в целом то, что называется цивилизованным страховым рынком.

Скачать выступление Павла Бунина

К списку новостей