Имя пользователя: Пароль:
Поиск по сайту:

Карта сайта


СМИ об ОСАГО

Берегись автомобиля с поддельным ОСАГО

17 февраля 2016

Берегись автомобиля с поддельным ОСАГО

17_02_2016

Вечерний Екатеринбург

http://вечерний-екатеринбург.рф/ourcity/transport/26669-beregis-avtomobilya-s-poddelnym-osago/

С 1 июля 2016 года начнётся массовая замена бланков полисов ОСАГО. По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения УФИМЦЕВА, это будут бланки с усиленной защитой, что исключит возможность хождения фальшивых полисов, численность которых составляет на данный момент по разным данным от 1 до 4 млн. штук.

Уфимцев уточнил, что предполагается замена всех бланков, в том числе находящихся в обращении. Однако водителям нести дополнительные расходы не придётся: издержки обмена лягут на страховщиков.

Это, правда, не относится к тем, у кого на руках фальшивый полис. Если в процессе замены выявится факт подделки, водителю придётся покупать новый бланк за свой счёт, пояснили в РСА.

О том, чем чревата покупка поддельного полиса, и о многом другом исполнительный директор союза рассказал в интервью корреспонденту ВЕ.

— Действительно, аварий, виновниками которых являются водители с поддельным ОСАГО, всё больше, — подтвердил Евгений Уфимцев. — Вообще подделки были всегда, но не имели столь широкого хождения. И повышение стоимости полиса ОСАГО на фоне общей экономической ситуации в стране не могло не сказаться на росте их популярности: фальшивки дешевле настоящих полисов.

— И насколько?

— Обычно их стоимость составляет от 500 до 1 500 рублей, и такая цена может показаться прекрасным способом сэкономить. Однако покупка фальсификата неизбежно ведёт не к экономии, а к тратам.

Если в течение года не был оформлен официальный полис ОСАГО, то скидка за многолетнюю безаварийную езду утрачивается. Купить же настоящий полис рано или поздно придётся: сотрудники ГИБДД всё чаще проводят рейды по выявлению подделок, "пробивая" страховки по открытой базе страховщиков. Предъявление фальшивого полиса инспектору может обернуться штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными — на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Более того. В случае ДТП владельцу подделки придётся самому ремонтировать не только свой автомобиль, но и, если доказана его вина, авто другой стороны. А также возмещать ущерб жизни/здоровью, если он был нанесён, а здесь счёт может идти на миллионы рублей.

— Но как добропорядочному гражданину стрясти с владельца подделки деньги?

— Подав в суд на виновника аварии (в случае, если тот отказывается возместить ущерб в добровольном порядке).

— Вы же понимаете, что это может тянуться годами и чревато дополнительными тратами.

— Поверьте, Российский союз автостраховщиков переживает не меньше добропорядочных граждан! В ноябре-декабре 2015 года РСА выявил 380 и заблокировал 280 сайтов, страниц и форумов, предлагающих подделки.

Кстати, далеко не все осознанно покупают фальшивку. Нарваться на мошенников может и законопослушный автовладелец. Поэтому на всякий случай проверьте свой полис на сайте РСА. Насторожить должно не только его отсутствие в базе, но и факт оформления полиса не в той компании/не в том регионе, где он фактически приобретался (это тоже указано на сайте).

— А если выяснится, что полис фальшивый?

— Если полис не обнаружен в базе, нужно, во-первых, обратиться в свою страховую компанию, чтобы они подтвердили, что такого полиса у них нет, во-вторых — и это обязательно! — в правоохранительные органы с заявлением. Скорее всего, против вас было совершено правонарушение по ст.159 УК РФ ("Мошенничество").

— Но от покупки нового полиса это не убережёт?

— Нет, придётся покупать новый полис, если вы хотите защитить себя от рисков, о которых мы уже упоминали. А чтобы не напороться на очередного мошенника, придерживайтесь следующих рекомендаций. В частности, никогда не покупайте полис ОСАГО в "передвижных точках продаж" (в ГАЗелях и т. п.) А если вам звонит "страховой агент", запишите его данные и уточните в страховой компании, действительно ли там работают с этим человеком.

Прежде чем оплатить страховку, зайдите на сайт РСА (autoins.ru) в раздел "ОСАГО / Сведения для страхователей и потерпевших / Сведения для страхователей о статусе бланков полисов ОСАГО и дате заключения договора"  и введите серию и номер бланка. Если он обнаружен, всё в порядке. Либо позвоните на горячую линию страховой компании и уточните статус предлагаемого вам бланка. Только после этого заключайте договор.

А вообще главный критерий фальшивки — низкая цена.

— Наверное, электронные полисы ОСАГО мошенники любят ещё больше?

— Риск получить подделку, если электронный полис оформлен на официальном (!) сайте одной из страховых компаний из списка членов РСА, сведён к нулю.

Кстати, популярность так называемых Е-полисов растёт, ведь система позволяет оформить страховку, не выходя из дома и офиса. Электронный полис ОСАГО не предполагает наличие типографского бланка, а сотруднику ГИБДД можно предъявить распечатку документа, присылаемого на электронную почту. На сегодняшний день обладателями Е-полисов стали более 80 тысяч россиян, что немало для принципиально новой услуги.

— А что слышно по поводу проверки полисов ОСАГО с помощью уличных камер? Вроде бы эта инициатива тоже направлена на снижение числа подделок…

— Действительно, готовится к запуску пилотный проект по проверке наличия полисов с помощью камер фотофиксации в нескольких городах России (их список утверждается). Принцип следующий. После оформления ОСАГО номер полиса попадает в базу АИС РСА. Если камера зафиксирует номер проехавшего авто, а в базе его не окажется, автовладельцу придёт штраф.

Что касается сроков — не исключено, что это произойдёт уже в течение 2016 года.

Евгений Владимирович, допустим, мы свои обязательства перед законом выполнили: купили правильный полис. А какова гарантия, что свои обязательства перед клиентами выполнят страховщики? Отзыв у компаний лицензии сегодня — рядовое дело.

— В теории отзыв лицензии у страховой компании не означает прекращение её обязательств перед клиентами. Но на практике у страховщиков после отзыва лицензий обычно уже нет денег, и выполнить свои обязательства они не в состоянии. Обращаться в суд в этом случае часто бессмысленно: если на счетах компании средства отсутствуют, клиентам не удастся добиться желаемого даже при выигрышном исходе судебного дела.

Правда, по обязательным видам страхования, например, ОСАГО, шансы получить выплаты выше. Так, если у страховой компании отозвана лицензия, то пострадавший по вине её клиента в ДТП вправе получить компенсационную выплату в Российском союзе автостраховщиков.

Но в любом случае лучше изначально делать ставку на надёжного страховщика.

— И как тут не прогадать? Пророчат, что без лицензии останется каждый третий страховщик…

— Стоит обратить внимание на соотношение сборов и выплат компании и на размер её уставного капитала (должен быть больше 1 млрд. рублей). Эта информация есть на сайтах страховщиков.

Не помешает поинтересоваться акционерами компании. История показывает, что никому не известные акционеры могут вывести все активы в течение нескольких недель, а то и дней и в итоге оставляют компанию, не исполнив обязательства перед клиентами. Наличие крупного акционера, способного оказать финансовую поддержку, или принадлежность страховой компании к крупной финансовой группе, может служить дополнительным фактором в пользу страховщика.

При выборе можно ориентироваться и на рейтинги "Эксперт РА" и Национального рейтингового агентства.

Сегодня в "красной зоне" находятся почти 40% российских страховых компаний: 130 компаний из действующих 330 будут испытывать определённый прессинг со стороны Банка России. Но очищение страхового рынка проводится именно в интересах клиентов, чтобы в перспективе остались не более 20 крупнейших, надёжных и проверенных историей десятилетий компаний.

— Активно обсуждается ещё одна инициатива — о повышении стоимости полиса ОСАГО для "злостных нарушителей"… Кто вообще подпадает под это определение?

— "Злостными" нарушителями считаются автовладельцы, допустившие за год 5 и более серьёзных нарушений ПДД, таких как превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, неправильная остановка на стоп-линии…

На сегодняшний день к таковым относятся примерно 5,5% российских автовладельцев. Причем 4,1% от общего числа автовладельцев — это допускающие от 5 до 9 серьёзных нарушений в год.

Согласно проведённому анализу, у водителей, которые нарушают ПДД более 5 раз, вероятность попадания в аварию выше, чем у тех, кто не нарушает правила совсем или нарушает по минимуму. По предварительной информации, повышающий коэффициент для нарушителей этой группы может составить 1,86 к базовому тарифу ОСАГО. За 10 и более нарушений в течение года стоимость полиса ОСАГО вырастет в 2—3 раза.

Однако это пока только предварительное предложение. Оно сейчас прорабатывается. Но, думаю, когда-нибудь мы всё равно к этому придём.

 

К списку новостей