Имя пользователя: Пароль:
 
Поиск по сайту:

Карта сайта


СМИ об ОСАГО

Долги компаний-призраков возмещает РСА

20 октября 2007

Российский союз автостраховщиков выплатил более 500 миллионов рублей в качестве возмещения ущерба клиентам страховых компаний с отозванными лицензиями. Всего за время существования в стране обязательного страхования автогражданской ответственности исчезли 15 страховых компаний. Из 21,5 тысячи обращений клиентов исчезнувших организаций в РСА более тысячи человек получили отказ в выплате. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует громкие банкротства страховых компаний в ближайшие полтора года.

Сегодня все автовладельцы, застраховавшие автогражданскую ответственность, обладают гарантиями в получении выплаты в случае, если страховая компания разорится или лишится лицензии по решению надзорных органов. Убытки по ОСАГО возмещает Российский союз автостраховщиков. За время существования в стране ОСАГО, оставив за собой толпу неудовлетворенных клиентов, ушли с рынка 15 страховых компаний, в том числе такие крупные игроки, как «Генеральная страховая компания», «Доверие», «Межрегиональная страховая компания» (которая входила в TOP–15 российских страховых компаний, имеющих самые большие сборы в сегменте ОСАГО).

Как сообщает Агентство страховых новостей, по состоянию на 1 октября 2007 года Российский союз автостраховщиков произвел 14 032 компенсационные выплаты по ОСАГО по обязательствам страховых компаний, лицензии которых были отозваны по решению надзорных органов. Общая сумма выплат составила 526,6 млн рублей. Из общего количества рассмотренных обращений в 1 368 случаях РСА отказал в выплате возмещения. Средний размер компенсационной выплаты – 37,5 тысячи рублей, тогда как среднерыночная страховая выплата по ОСАГО составляет 23,5 тысячи рублей. Из этого можно сделать вывод, что клиенты исчезнувших страховых компаний обращались в РСА только по страховым случаям с большим размером убытков, а при мелких авариях предпочитали не утруждать себя «выбиванием» денег, поскольку процесс получения выплат с РСА достаточно рутинный и ущерб пострадавшему возмещается в лучшем случае через полгода.

По остальным видам страхования получить полагающуюся клиенту выплату с компании-банкрота весьма проблематично, даже через суд. Несмотря на то, что статья 32.8 федерального закона «Об организации страхового дела» обязывает страховые компании при отзыве лицензии в течение полугода производить страховые выплаты по наступившим страховым случаям, страховщики находят возможности для уклонения от возмещения ущерба.

По мнению экспертов, полгода – это очень короткий срок для урегулирования убытков в случае форс-мажорных обстоятельств, поэтому в большинстве случаев процесс получения выплат затягивается. Если имущества компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, применяется процедура банкротства, и, скорее всего, в полном размере страховую выплату получить не удастся.

Похоже, что число «обездоленных» клиентов в ближайшие полтора года значительно возрастет, потому что на российском страховом рынке вырастет вероятность банкротств крупных страховых компаний, прогнозирует рейтинговое агентство «Эксперт РА». К таким пессимистичным выводам агентство пришло после анализа развития страхового рынка за I полугодие текущего года. Анализировалась работа 78 ведущих страховых компаний, чья совокупная доля по взносам по прямому страхованию составила около 80% от общих сборов. «Развитие страхового рынка России в I полугодии 2007 года прошло под знаком массовой подготовки ведущих страховщиков к продаже иностранным компаниям, – сообщает агентство. – Но вместо проведения успешных сделок целый ряд компаний могут бесславно уйти с рынка – стать банкротами или быть проданными намного ниже своей потенциальной стоимости».

Специалисты агентства говорят о том, что гонка «за объемом страхового портфеля и рыночной долей, при которой вопросы надежности отходят на второй план» приводит к тому, что «объем портфеля увеличивается исключительно за счет демпинга и высоких комиссионных агентам», и видят в этом предпосылки для скорого банкротства компании.

«Чтобы сохранять финансовую устойчивость, страховая компания должна обладать сбалансированным портфелем, кроме того, страховые резервы должны существовать фактически, а не только на бумаге», – говорит директор челябинского представительства страховой компании «Прогресс-Гарант» Андрей Ненашев.

По его словам, до недавнего времени, компании обязывали создавать сбалансированный портфель: если доля договоров по одному виду страхования превышала 10%, страховая компания должна была перестраховать риски. «Это, с одной стороны, уменьшало груз ответственности, а с другой стороны, мешало росту компании», – комментирует г-н Ненашев.

Стремление клиентов не ошибиться при выборе страховой компании более чем оправдано. Ориентиром при выборе надежной страховой компании могут стать положительные рекомендации знакомых и коллег, которые уже имеют реальный опыт работы с компанией, осведомлены о существующем в компании уровне сервиса и отношении к клиентам. Кроме того, не лишним будет поинтересоваться финансовыми показателями компании, ознакомиться с перечнем лицензий, рейтингами. В любом случае, пункт 2 статьи 958 Гражданского кодекса России дает право страхователю в любое время расторгнуть договор страхования. Правда, возврата уплаченной премии пропорционально не истекшему сроку страхования страхователь может требовать только в случае, если это предусмотрено договором страхования. Поэтому еще до подписания бумаг клиенту нужно внимательно прочитать как сам договор, так и правила страхования.

Юлия ПАНОВА, специально для CHELFIN.ru

К списку новостей