Имя пользователя: Пароль:
 
Поиск по сайту:

Карта сайта


О Ежегодной конференции МАСН
и заседаниях рабочих органов Ассоциации
(Будапешт, 12-17 октября 2008 года)

 

Ежегодная конференция Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН) проходила с 12 по 17 октября 2008 года в Будапеште (Венгрия). В ней приняли участие 400 делегатов от 180 стран-участниц и стран-наблюдателей.

В этом году темой ежегодной конференции было «Страхование и глобализация финансовых услуг: Новые проблемы международного регулирования и надзора». Следует, однако, учесть, что мероприятия МАСН проходили на фоне мирового финансового кризиса и, несмотря на то, что разные участники были склонны по-разному оценивать происходящее на финансовых рынках, в частности, в секторе страхования, данная тема, тем не менее, заняла значительное место и в ходе XV Ежегодной конференции.

Во время выступлений не раз подчеркивалось, что финансовые рынки, страховые компании и различные финансовые конгломераты становятся все более глобальными и тесно взаимосвязанными. Вместе с тем отмечалось, что первоочередной задачей госорганов, в данном случае органов страхового надзора, остается защита интересов потребителей.

Участники конференции МАСН подчеркивали, что нынешние рыночные условия подтверждают значимость и необходимость не только формирования существующих, но и поиска новых инструментов для жестких регулирующих систем во всем мире, а также развития сотрудничества и информационного взаимодействия между страховыми регуляторами в целях обеспечения финансовой стабильности и повышения защиты интересов страхователя.

При обсуждении этих вопросов предложения участниками дискуссии выдвигались в основном исходя из двух предпосылок:

1)                наличие более полной информации о существующих и принимаемых рисках будет способствовать лучшему пониманию этих рисков и более эффективному управлению ими;

2)                обмен информацией между органами надзора и страховыми компаниями должен не только послужить смягчению разрушительного влияния кризисных явлений на состояние рынков, но и, по возможности, предотвратить возникновение подобных ситуаций в будущем.

Отмечалось также, что необходимо извлечь уроки из имеющегося неудачного опыта, накопленного в результате излишнего увлечения рейтингами страховых компаний, неспособности предвидеть кризисные ситуации при управлении рисками и неэффективного осуществления инвестиционной деятельности. Причем меры, которые могли бы предотвратить кризисные явления, должны сочетать в себе управление рисками и раннее вмешательство со стороны надзорного органа.

Высказывалось мнение, что страховщики при планировании и прогнозировании своей деятельности учитывали возможные рыночные потрясения и разрабатывали планы управления на случай кризисных ситуаций – причем в ряде случаев отмечалось, что  концептуально этот принцип может быть применен и к органам страхового надзора.

Среди других насущных вопросов, нашедших отражение в ходе дискуссии в контексте дальнейшего развития страхового сектора как на региональных уровнях, так и в мировом масштабе, следует отметить следующие темы:

- платежеспособность (Solvency II). Участники дискуссии обсудили проблемы, существующие на национальных и региональных уровнях, а также уроки, которые следует извлечь из нынешнего кризиса. Еще раз была подчеркнута необходимость создания глобальной системы платежеспособности в качестве важного элемента осуществления надзора за международными страховыми компаниями и группами. По мнению участников, наличие такой системы особенно ощутимо в свете  нынешнего кризиса;

- размывание «границ» между банками и страховыми компаниями в отношении принимаемых рисков. Возникает проблема недопонимания экономической сущности различных операций и продуктов и недооценивания сложности финансовых операций и принимаемых рисков. Считается, что помочь в данном случае может реализация требований большей прозрачности и усиления контроля за деятельностью страховых организаций. Инновации могут принести пользу всему финансовому рынку и крайне важно, чтобы на пути развития продукта не возникало искусственных препятствий. Страховые компании вовремя должны реагировать на нововведения, уделяя особое внимание выявлению и пониманию возникающих рисков;

- применение стандартов – участники традиционно высказались в поддержку перевода документации МАСН на языки, не являющиеся рабочими языками ассоциации, и дальнейшей реализации учебных мероприятий, в первую очередь для стран с развивающимися рынками («emerging markets»);

- реализация рекомендаций МАСН по взаимному признанию практики надзора над перестрахованием. Отмечалось, что перестрахование является одним из существенных инструментов снижения рисков для страховщиков и в целях диверсификации рисков перестрахования необходима разработка общих надзорных подходов к этой проблематике;

- правила (профессионального) поведения на рынке. В условиях рыночной неопределенности необходимо сохранить доверие со стороны потребителей страховых услуг. Отмечалось, что руководители страховых компаний должны сознавать, что надлежащее поведение на рынке особенно необходимо при нарушении нормальной работы рынков.

Нашли определенное отражение также такие более «узкие» темы как исламское страхование («такафул»), микрострахование и т.п.

В целом, в ходе мероприятий МАСН отмечалось, что страховой рынок становится заметным игроком на экономической арене, как в отдельных странах, так и в мире в целом.

В период Конференции была проведена международная встреча страховых компаний ассоциаций, ставшая уже традиционной при ежегодных мероприятиях МАСН. На этой встрече союзы страховщиков предпочли не углубляться в детальный анализ текущего финансового кризиса, его причин и возможных последствий, отметив лишь, что страховые компании в странах, затронутых кризисом, пока пострадали в меньшей степени, чем банковские институты.

В принятом в результате встречи совместном заявлении страховщиков, в частности, отмечалось: «Страховые ассоциации в различных странах мира пришли к заключению, что перед лицом кризиса страховые компании сохраняют уверенное положение; они сохраняют устойчивую позицию на фоне продолжающихся потрясений финансовой системы. Эта устойчивость является следствием преимуществ бизнес-модели, принятой в сфере страхования, и возрастающего внимания, уделяемого органами страхового надзора стимулированию контроля на основе оценки вероятности риска».

Помимо самой конференции, еще до ее открытия, в течение трех дней проходили заседания рабочих органов Ассоциации, в частности, Подкомитета по бухгалтерскому учету и отчетности, Подкомитета по законодательству, по региональной координации, Технического  и Бюджетного комитета, Комитета по выполнению стандартов.

На заседании Подкомитета по бухгалтерскому учету и отчетности рассматривались следующие вопросы:

1.Результаты исследования по  применению членами МАСН Стандартов по раскрытию информации, которые должны быть представлены Техническому комитету.

Обращено внимание членов подкомитета на необходимость совершенствования Стандарта по раскрытию информации и продолжения работы над ним вместе с Всемирным банком. При этом было подчеркнуто, что особое значение Стандарт по раскрытию информации имеет в связи с моделью Solvency II, так как он является её важной составляющей.

Обсуждение проекта Стандарта по раскрытию информации со Всемирным банком завершится в начале 2009 года.

На подкомитете с презентацией о работе выступил представитель Центра реформы финансовой отчетности Всемирного банка, расположенного в Вене (Австрия). Целью этого Центра является внедрение МСФО в Европе и  Центральной Азии.

Отметив важность работы, проводимой Центром реформы финансовой отчетности, подкомитет выразил готовность продолжить сотрудничество с этой организацией и в дальнейшем.

На подкомитете также рассматривались результаты встречи экспертов Консультативной группы Международного комитета по стандартам финансовой отчетности (IASB), которая состоялась 10.10.2008 года. Сделано сообщение о подготовленных комментариях к проекту документа МСФО «О вариантах оценки и раскрытии информации по справедливой стоимости краткосрочных финансовых инструментов, обращающихся  на рынке», выпущенного в связи с разработкой проекта Стандарта МСФО «Оценка по справедливой стоимости».

Было подчеркнуто, что работа над проектом МСФО «Оценка по справедливой стоимости» продолжается и в условиях финансового кризиса этот проект является весьма актуальным. Работа Консультативной группы будет продолжена совместно с Форумом финансовой  стабильности, который был  инициатором  создания этой группы.

Также была рассмотрена работа Наблюдательной группы, которая занимается вопросами  развития взаимопонимания между  МАСН и Международной ассоциацией бухгалтеров, членами которой являются также и аудиторы в части международных стандартов аудита.

Было отмечено, что комментарии по проектам Стандартов по аудиту в значительной степени готовы и будут обсуждены на следующей встрече подкомитета.

Принята к сведению информация о том, что продолжается работа над документом МАСН «Взаимодействия между актуариями и внешними аудиторами при подготовке аудиторского заключения финансовой отчетности».

Некоторые разделы уже готовы, а сам документ будет обсуждаться на следующих встречах подкомитета.

На заседаниях других подкомитетов  обсуждались, в частности,  принципы группового надзора, к которым отнесены следующие:

- оценка адекватности капитала на уровне группы;

- оценка пригодности и соответствия совета директоров и высшего менеджмента на уровне группы;

- определение, в качестве ответственной, той юрисдикции, в которой основана страховая компания (участник группы);

- проверка соответствия правил корпоративного управления рекомендациям МАСН;

- оценка адекватности риск-менеджмента и внутреннего контроля в рамках группы;

- наличие у органа надзора функций, необходимых для осуществления  группового контроля;

- осуществление контроля  на двусторонней (многосторонней) основе при сотрудничестве с надзорами других юрисдикций;

- наличие договоренностей и ограничений для адекватного взаимодействия между надзорами и обмена информацией во избежание  двойного надзора.

Участники состоявшегося в рамках конференции специального круглого стола «Supervision of insurance group» оценивали характер распространения страховых услуг по всему миру, уделяя особое внимание расширению страховых операций, которые осуществляются групповыми структурами по всему миру.

Обсуждались задачи страховых надзоров в целях контроля за деятельностью групп, в состав которых входят страховые компании, и необходимость обмена информацией между органами надзора.

Затрагивались вопросы консолидированного надзора за участниками групп, в которые входят иные субъекты финансового рынка.

Кроме того, представители  органов страхового надзора делились опытом осуществления группового надзора в своих юрисдикциях. С наиболее интересными материалами выступили представители  органов страхового надзора Кореи (Financial Supervisory Service) и   Швейцарии (Federal Office of Private Insurance, FOPI).

В выступлениях было отмечено, что  финансовый кризис демонстрирует влияние стресса как на группы, в которые входят субъекты различных секторов финансового рынка (страхование, инвестиционная деятельность, банковская деятельность), так и на трансграничные группы, в которые входят субъекты, относящиеся к разным юрисдикциям. Иными словами риск, возникший в одном сегменте финансового риска, распространяется на другой сегмент, а риск, возникший в одной юрисдикции – на другую юрисдикцию.

Представитель FOPI, например,  выделила 4  типа состояния группового надзора в мире в настоящее время:

1) многие страны все еще не имеют законодательной базы для осуществления группового надзора и, следовательно, не имеют практического опыта;

2) групповой надзор осуществляется частично, только в отношении компаний, созданных в соответствующей юрисдикции, то есть на односторонней основе и с  нерегулярным обменом информацией  с  надзорами  других юрисдикций;

3) расширение  пределов одностороннего надзора с выходом к надзору в целом при увеличении обмена информацией;

4) групповой надзор осуществляется путем многостороннего признания  функций  иностранных надзоров на основе  определения их ответственности.

В соответствии с Законом о страховом надзоре Швейцарии (2006) к страховой группе относится группа, в которую входит хотя бы одна страховая компания, к финансовому конгломерату – группа, основной деятельностью которой является банковская или инвестиционная и в которую  входит хотя бы один страховщик. В настоящее время в Швейцарии 9 страховых групп и финансовых конгломератов, они управляются из Швейцарии и подлежат групповому надзору в Швейцарии. Кроме того, на территории Швейцарии действуют  дочерние общества, входящие в состав иностранных страховых групп и конгломератов.

Выступающими было отмечено, что главным в групповом надзоре является:

а) оценка состояния группы  (отражение организации группы, ее структуры, деятельности и управления);

б) количественный надзор (оценка капитала и платежеспособности; финансовые характеристики;  распределение и кумуляция рисков; операции внутри группы и т.д.);

в) качественный  надзор (корпоративное управление, риск-менеджмент, внутренний контроль; соответствие и пригодность органов управление; требования к внешнему и внутреннему аудиту, актуариям и др.);

г) традиционные инструменты надзора (отчетность, технические (страховые) резервы, собственные средства, платежеспособность и т.д.).

Основные задачи группового надзора:

- сотрудничество между органами, осуществляющими надзор  за субъектами, входящими в состав группы;

- активное и регулярное взаимодействие с надзорами других юрисдикций.

Как отмечалось в ходе дискуссии, опыт Швейцарии свидетельствует об использовании в настоящее время третьего типа группового надзора, особом внимании к объединению усилий различных видов надзора и стремлении двигаться по направлению к  четвертому типу надзора.

В целях продвижения вперед по пути  повышения эффективности группового надзора, по мнению большинства выступающих:

- необходимо определить формы активного обсуждения проблем группового надзора в рамках ЕС;

- модель Solvency II должна показать третьим странам минусы одностороннего подхода к групповому надзору;

- развитие группового надзора действительно на международной основе требует одобрения большинством стран пакета минимальных стандартов по количественному и качественному надзору и инструментам надзора.

На заседании Технического комитета и Комитета по выполнению стандартов обсуждались следующие темы:

- создание групп, в т.ч. «Supervisory College», в состав которых войдут органы страхового регулирования и надзора за страховой деятельностью. Предполагается, что данная группа будет собираться для усиления надзорного контроля над определенной страховой компанией, которая осуществляет свою детальность по всему миру (такие, как «AXA», «Allianz», «Zurich Financial Services» и т.д.);

- принятие документов на Общем собрании: «Руководство по взаимному признанию надзора за перестрахованием», «Руководство  по роли группового надзора», «Руководство по регулированию и надзора за кэптивными компаниями»;

- бюджет на образовательные программы, региональные семинары. Было подтверждено, что с 7 по 12 сентября 2009 года в Москве пройдет региональный семинар  по вопросам лицензирования и платежеспособности;

- обзор основных тенденций и проблем рынков Австралии, Австрии, Бельгии, Канады, Германии, Кореи, Нидерландах, Великобритании, США и т.д.;

-   координация работы с Joint Forum;

- сообщения международных и национальных организаций о своей работе в области страхования (Geneva Association, Toronto Center, OECD,  NAIC);

-  доклад Ассоциации о страховом законодательстве, регулировании и практике риск менеджмента в странах-членах МАСН.

- ситуация с переводом Core Curriculum Project (обучающие материалы МАСН) на русский язык. Данный материал должен быть закончен в начале 2009 года после подписания всех необходимых документов Еврокомиссий, т.к.  перевод осуществляется в рамках проекта ТАСИС для Украины.

- обзор работы основных подкомитетом  и текущих документов.

Следующая Ежегодная конференция МАСН состоится в 19-24 октября 2009 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия).